Екатеринбургский центр коллективных инвестиций | Коллективные инвестиции
Фонд "Екатеринбургский центр коллективных инвестиций"
Запрет на самостоятельное ведение реестра акционеров эмитентом с 01 октября 2013 года !!! Изменения в закон "Об акционерных обществах" с 01.01.2014 г.
 Главная страница   Карта сайта 
 
Эмитенту
Корпоративное управление
Раскрытие информации
Коллективные инвестиции
Инвестору / Акционеру

Виды коллективных инвестиций
НазадВперед 
На главную страницу
 
Виды коллективных инвестиций
В ноябре 1997 г. на финансовом рынке появилась альтернатива паевым инвестиционным фондам - общие фонды банковского управления (ОФБУ). ОФБУ также не являются юридическими лицами и учреждаются коммерческими банками, которые выполняют функции по управлению имуществом фонда. Механизм их инвестиционной деятельности заключается в аккумулировании сбережений населения и свободных ресурсов юридических лиц посредством продажи сертификатов (не ценных бумаг) ОФБУ с целью управления коллективными инвестициями.
Следует выявить преимущества ОФБУ над ПИФами и их недостатки. К явным инвестиционным преимуществам целесообразно отнести то, что ОФБУ принимают в управление различные виды сбережений (денежные средства: рубли и валюта, ценные бумаги, другое имущество); диверсификационные возможности ОФБУ расширены и включают в себя все инвестиционные инструменты, имеющиеся на российском финансовом рынке. Недостатки заключаются в основном в созданной системе взаимоотношения с владельцами сертификатов: отсутствие их ликвидности и информационная непрозрачность деятельности.
Коммерческие банки, осуществляющие операции доверительного управления, действуют на основании лицензии на осуществление банковских операций и в соответствии со ст. 6 Закона "О банках и банковской деятельности". Операции коммерческих банков, как инвестиционных посредников, в плане доверительного управления индивидуальным или коллективным портфелем, определяются Инструкцией Центрального Банка от 2 июля 1997 г. N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации". Данный документ явился альтернативой нормативной базы, созданной ФКЦБ для регулирования деятельности инвестиционных фондов и инвестиционных организаций - профессиональных участников ценных бумаг.
Анализируя нормативную базу, регулирующую деятельность коммерческих банков как инвестиционных посредников, можно прибегнуть к ее сравнению с регулированием инвестиционной деятельности субъектов посредничества, контролируемых ФКЦБ (налицо экономическое сходство механизма осуществления деятельности ОФБУ И ПИФа как финансовых посредников).
Центральным Банком определяется более широкий спектр финансовых инструментов, входящих в объекты доверительного управления: денежные средства в российской валюте и в иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты.
Сравнивая инвестиционные ограничения ОФБУ и ПИФов, следует отметить, что для деятельности общих фондов банковского управления они минимизированы. Соответственно, более широкие возможности при формировании портфеля оказывают приоритетное значение при выборе инвестиционного посредника.
Следует отметить, что упрощение механизма регулирования состава и структуры активов ОФБУ, уменьшает степень надежности вложения сбережений в имущественный комплекс, созданный при коммерческом банке.
Явное преимущество общих фондов банковского управления перед ПИФам составляет то, что ОФБУ может обменивать сертификаты на денежные рублевые и валютные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, паи; но ОФБУ не имеют права заключать договора с нерезидентами.
ОФБУ не имеют сформированной системы внутреннего и внешнего контроля. Система ОФБУ подразумевает только отделение средств находящихся в доверительном управлении от собственного банковского портфеля и выделение отделов, осуществляющих функции доверительного управления в отдельную специализированную структурную единицу. В тоже время, коммерческий банк, создавший ОФБУ, может пользоваться услугами собственного депозитария, и не имеет обязательств по привлечению независимых аудитора и оценщика. Нет особой системы внешнего контроля деятельности коммерческого банка как доверительного управляющего со стороны ЦБ. Банковские специалисты по доверительному управлению не обязаны быть профессионально аттестованными.
Центральным Банком до мая 1999 г. также не предусматривались условия прозрачности деятельности ОФБУ, они могли раскрывать свою информацию только раз в год, которая должна состоять из следующих параметров: доля учредителя в составе ОФБУ, размер долей других учредителей, расходы доверительного управляющего, доход на сертификат долевого участия и состав портфеля ОФБУ. Полная непрозрачность общих фондов банковского управления определяла несформированную систему защиты прав инвесторов, поэтому 18 мая 1999 г. Центральным Банком были внесены изменения по условиям раскрытия информации: ОФБУ теперь должны опубликовывать данные о своей деятельности не реже одного раза в месяц.
Из вышеприведенного анализа деятельности ПИФов и ОФБУ на рынке инвестиций, следует сделать вывод, что Общие фонды банковского управления осуществляют сделки в более либеральных условиях с позиции формирования инвестиционного портфеля, но это обстоятельство может сказаться на увеличении инвестиционных рисков. ПИФы с момента образования сопровождались усиленной кампанией по продвижению данных услуг на российский рынок, и информацию по покупке паев может получить любой инвестор не только в управляющей компании (действует обширная инфраструктура агентов), а ОФБУ в настоящее время наиболее популярны среди существующих клиентов коммерческого банка. Также явным преимуществом ПИФов является ликвидность их паев (можно осуществить покупку-продажу в любой момент), в то время как ОФБУ позволяет делать заказ на реализацию сертификатов, в лучшем случае, за 7-10 дней (за этот период ситуация на инвестиционном рынке может поменяться коренным образом). Стоить отметить, что профессиональные участники рынка ценных бумаг, деятельность которых регулируется ФКЦБ, исторически были более активны на рынке ценных бумаг, у коммерческих банков, вследствие их консервативной политики, наблюдалось меньшее количество сделок. Таким образом, управляющие компании ПИФов имеют больший опыт в управлении инвестициями.
Есть различные полярные мнения по поводу перспектив развития рынка коллективных инвестиций, в частности ПИФов и ОФБУ: одни считают, что с ростом котировок на фондовом рынке в стране произойдет бум на данном рынке финансовых услуг, другие - что Фонды банковского управления и паевые инвестиционные фонды медленно умирают.

 Назад  
620041, г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 15 ком. 100. тел./ факс (343) 341-56-93, 365-37-27
E-mail: cki@cki.utk.ru
Яндекс цитирования Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
поисковая система АПОРТ
Пользовательского поиска