Фонд "Екатеринбургский центр коллективных инвестиций"
Запрет на самостоятельное ведение реестра акционеров эмитентом с 01 октября 2013 года !!! Изменения в закон "Об акционерных обществах" с 01.01.2014 г.
 Главная страница   Карта сайта 
 
Эмитенту
Корпоративное управление
Раскрытие информации
Коллективные инвестиции
Инвестору / Акционеру

Разделы
НазадВперед 
На главную страницу
 
Поиск в архиве
Список компаний, раскрывавших информацию на данном сайте
От: До:
Эмитент: 
Наименование документа: 
Тип раскрываемой информации:
Все записи
Сообщения эмитентов
[Версия для печати]
[Опубликовано: 30.06.2010, 15:00]
Ежеквартальный отчет

 

 

 

                                                                                                                                   

Г О Д О В О Й  О Т Ч Ё Т

 

 

за 2009 год

 

 

Открытое акционерное общество

«ЧЕЛЯБИНСКОЕ АВИАПРЕДПРИЯТИЕ»

 

 

 

Код эмитента: 45478-D

 

 

 

 

Место нахождения: РФ, г. Челябинск, Аэропорт

 

 

 

 

 

 

 

Генеральный директор   _________________________________   В.А. Реунов

Дата "26 "апреля  2010 г.                                                                                       

 

 

 

Финансовый директор-главный бухгалтер   ____________________   Н.Я. Мазурина

Дата "26 "апреля  2010 г.                                                                                       

М.П.

 

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

  Введение.................................................................................................................................. 3

I. Общие сведения об Обществе.............................................................................................. 3

II. Характеристика деятельности органов управления и контроля Общества.................... 4

2.1. Общее собрание акционеров............................................................................................ 4

2.2. Совет директоров.............................................................................................................. 4

2.3. Исполнительный орган Общества................................................................................... 6

2.4. Ревизионная комиссия...................................................................................................... 6

III. Положение Общества в отрасли........................................................................................ 6

IY. Приоритетные направления деятельности Общества.................................................. 11

Y. Отчёт  о результатах развития Общества по приоритетным направлениям его деятельности   13

YI. Информация о совершённых Обществом в отчётном году крупных сделках............. 14

YII. Информация о совершённых Обществом в отчётном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность................................................................................................................... 14

YIII. Отчёт о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям Общества.. 14

IX. Исполнение бюджета доходов и расходов Общества................................................... 14

X. Описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества............. 15

XI. Перспективы развития Общества................................................................................... 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Годовой отчёт Открытого акционерного общества «Челябинское авиапредприятие» (далее по тексту – Общество) за 2009 год выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства об акционерных обществах и соответствует положениям Приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26.07.2005г. № 228.

Настоящий годовой отчёт содержит результаты и оценки развития Общества по приоритетным направлениям деятельности в 2009 году и планы его развития на ближайшую перспективу.

 

I. Общие сведения об Обществе

 

Открытое акционерное общество «Челябинское авиапредприятие» зарегистрировано до 1июля 2002 года: свидетельство № 1056 от 13.08.1996г., находится и осуществляет свою деятельность на территории г. Челябинск Челябинской области.

Юридический и почтовый адрес: 454133, г. Челябинск, Аэропорт.

Контактный телефон: (351) 778-33-25

Факс: (351) 779-14-63

Адрес электронной почты: sekretar@chelap.modem.ru.

Основной вид деятельности: аэропортовое обслуживание воздушных судов и пассажиров.

Общество не входит в перечень стратегических организаций, но включено:

1.                          в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются  государственное регулирование и контроль;

2.                          в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке Челябинской области долю более 35% по позиции «Услуги авиационные аэропортовые».

Уставный капитал Общества составляет 388 261 руб. и разделён на 388 261 обыкновенную акцию номинальной стоимостью 1 руб. каждая. Выпуск акций зарегистрирован 26.06.1994г., государственный регистрационный номер: код 69-1п-546

Форма акций именные бездокументарные. Реестродержателем акций является Закрытое акционерное общество "Новый регистратор", местонахождение которого г. Москва, ул. Буженинова, дом 30.

Доля Российской Федерации в Уставном капитале Общества составляет 15,00% на сумму 58 239 руб. Специальное право на участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в управлении Обществом ("золотой акции") отсутствует.

По вышеуказанным сведениям изменений в течение отчётного периода не было. Основные акционеры Общества, доля которых в уставном капитале на 31.12.2009г. составляет более 5%:

  1. Частная компания с ограниченной ответственностью ТИ.ЭС.ТРАНС САЙБИРИА КО ЛИМИТЕД, Кипр
  2. Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, г. Москва
  3. Общество с ограниченной ответственностью «Промышленное развитие», г. Москва

Аудитор Общества: Общество с ограниченной ответственностью "ОСТИН-ФИНАНС", г. Москва, ул. 1-ая Фрунзенская.

 

 

II. Характеристика деятельности органов управления и контроля Общества

 

2.1. Общее собрание акционеров

В отчётном периоде годовое общее собрание акционеров по итогам работы за 2008 год состоялось 25.06.2009г. - протокол от 09.07.2008г.

Его повестка дня:

1.      Утверждение годового отчёта Общества.

2.      Утверждение годовой бухгалтерской отчётности, в том числе отчётов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) Общества. Утверждение отчёта ревизионной комиссии.

3.      Распределение прибыли Общества по результатам 2008 года.

4.      О размере, сроках и форме выплаты дивидендов по результатам 2008 года.

5.      Избрание Совета директоров Общества.

6.      Определение количественного состава Ревизионной комиссии Общества.

7.      Избрание Ревизионной комиссии Общества

8.      Утверждение аудитора Общества.

Решения собрания выполнены.

 

            2.2. Совет директоров

 

Количественный состав Совета директоров акционерного общества - 7 человек.

В отчётном году имело место 1 изменение состава Совета директоров: 25 июня 2009г. по итогам годового общего собрания акционеров.

Сведения о составе Совета директоров акционерного общества до 25.06.2009г.:

Председатель Совета директоров:

Васильченко Алексей Игоревич - год рождения 1966, образование высшее профессиональное, вице-президент ООО «АЕОН  Корпорейшн Раша», генеральный директор ООО «НОВАПОРТ»

Члены Совета директоров:

нальное, председатель Коллегии адвокатов "Инюркон" г. Москвы

Идрисов Расул Алимович - год рождения 1973, образование послевузовское профессиональное, заместитель директора ТОО «Aviation Techical Centre», Project Manager Компании «Capital Parthners», вице-президент ООО «Промышленное развитие»

Кусаев Абдул Ханимович -  год рождения 1974, высшее профессиональное, заместитель генерального директора по Перспективному развитию и Маркетингу ОАО «Аэропорт «Толмачёво»

Меньших Григорий Сергеевич      - год рождения 1979, образование высшее профессиональное, вице-президент ООО ТПГ  «Московское речное пароходство»

Мертен Александр Александрович - год рождения 1970, образование высшее профессиоТефтелев Евгений Николаевич         - год рождения 1955, образование послевузовское профессиональное, кандидат технических наук, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 1999 год, награждён Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002 год)

Третьяков Валерий Михайлович      - год рождения 1944, образование высшее профессиональное, главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе

Никто из состава Совета директоров не имел доли участия в уставном капитале и доли обыкновенных акций Общества и не совершал сделок по приобретению или отчуждению его акций в течение отчётного года.

Сведения о составе Совета директоров акционерного общества после 25.06.2009г.:

Председатель Совета директоров:

Васильченко Алексей Игоревич - год рождения 1966, образование высшее профессиональное

Члены Совета директоров:

Абдурахманов Зияутдин Абдуллаевич - год рождения 1945, образование высшее профессиональное, генеральный директор ОАО «Аэропорт Астрахань»

Власов Александр Владимирович - год рождения 1961, образование послевузовское профессиональное, кандидат экономических наук, руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области

Идрисов Расул Алимович - год рождения 1973, образование послевузовское профессиональное, заместитель директора ТОО «Aviation Techical Centre», Project Manager Компании «Capital Parthners», вице-президент ООО «Промышленное развитие»

Кусаев Абдул Ханимович - год рождения 1974, высшее профессиональное, заместитель генерального директора по экономике и коммерческой деятельности ОАО «Аэропорт «Толмачёво»

Мертен Александр Александрович - год рождения 1970, образование высшее профессиональное, председатель Коллегии адвокатов "Инюркон" г. Москвы

Смирнов Михаил Юрьевич - год рождения 1962, образование послевузовское профессиональное, генеральный директор ООО "АЕОН  Корпорэйшн Раша", генеральный директор ООО «НОВАПОРТ»

Никто из состава Совета директоров не имел доли участия в уставном капитале и доли обыкновенных акций Общества и не совершал сделок по приобретению или отчуждению его акций в течение отчётного года.

В отчётном периоде проведено 6 заседаний Совета директоров, в том числе:

05.08.2009г. № 3/2009. Повестка дня:

1. Избрание Председателя Совета директоров общества.

2.Создание комитетов Совета директоров Общества.

3. Избрание членов комитетов Совета директоров Общества.

4. Корректировка бюджета Общества на 2009г. с учетом 1-го полугодия 2009г.

15.11.2009г. № 4/2009.  Повестка дня: 

1. Утверждение перечня земельных участков, предлагаемых к выкупу и аренде.

29.08.2007г. № 5/2009.  Повестка дня:

1. Избрание председателя, секретаря Совета директоров.

2. Определение приоритетных направлений развития Общества.

3. Определение порядка созыва и проведения заседаний Совета директоров, уведомление членов Совета директоров о проведении Совета.

24.12.2009г. № 5/2009.  Повестка дня:

1. Рассмотрение и утверждение бюджета Общества на 2010г.

2. Формирование отдела по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)

 

            Решения Совета директоров выполнены.

Членов Совета директоров, систематически не участвующих в заседаниях, нет.

 

2.3. Исполнительный орган Общества

 

Исполнительный орган Общества - Генеральный директор Солнцев Сергей Васильевич, год рождения 1953, образование высшее профессиональное, в занимаемой должности с июня 2004 года.

Коллегиальный исполнительный орган не предусмотрен Уставом.

Солнцев Сергей Васильевич не имел доли участия в уставном капитале и доли обыкновенных акций Общества и не совершал сделок по приобретению или отчуждению его акций в течение отчётного года.

В течение отчётного года генеральному директору ежемесячно производилась выплата:

·        заработной платы: должностного оклада, премии и районного коэффициента, в соответствии с заключённым трудовым договором;

·        гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством о труде.

Выплата вознаграждения (компенсации расходов) генеральному директору по результатам отчётного года не предусмотрена.

 

2.4. Ревизионная комиссия

 

Количественный состав Ревизионной комиссии Общества – 3 человека.

Председатель ревизионной комиссии  Минина Наталья Михайловна начальник экономического отдела ОАО «Челябинское авиапредприятие», г. Челябинск.

Представителей Российской Федерации в составе ревизионной комиссии нет.

Ревизионной комиссией в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Общества в 2009 году проведены выборочные проверки:

·        первичных документов,

·        отчётов

·         и иных финансовых документов Общества.

          Фактов нарушения, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета, предоставления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении Обществом финансово-хозяйственной деятельности не установлено.

Соответствующее заключение Ревизионной комиссии имеется.

 

III. Положение Общества в отрасли

 

2009 год эксперты оценивают как самый сложный в истории отечественной гражданской авиации. Воздушным транспортом перевезено на 4,7 миллиона пассажиров меньше, чем в предыдущем году. Под воздействием кризиса по объёмам пассажирских и грузовых перевозок авиакомпании вышли лишь на уровень 2007 года.

В истекшем году прекратили существование несколько авиакомпаний из лидирующей группы авиаперевозчиков. По оценке Научно-консалтингового центра «Аэропрогресс», около половины авиакомпаний находились в финансово неустойчивом, кризисном положении, около четверти, при наличии «интересантов», могли быть объявлены банкротами. В целом отрасль лишь в IV квартале 2009 года обозначила некоторое оживление экономики. Однако ситуация продолжает оставаться нестабильной.

Итоговые показатели авиационных перевозок в 2009 году фиксируют существенный спад спроса как на внутренних, так и на международных воздушных линиях. По отношению к предыдущему году пассажирооборот снизился на 8,3%, перевозки пассажиров – на 9,4%. Перевезено 45,1 млн. человек при занятости пассажирских кресел 74,3% (на 0,3 п.п. выше 2008 года).

 

 

 

За год российскими авиакомпаниями перевезено на международных воздушных линиях 21,3 млн. человек (47,2%), на внутренних – 23,8 млн.чел. (52,8%).

Подпись: млн.чел.

 

Воздействие кризиса на экономику России в целом сказалось на состоянии грузовых перевозок. Их объём сократился по грузообороту на 3,6%, перевозкам грузов и почты – на 8,6 процента, за год перевезено 712,2 тыс. тонн. Из них 486,6 тыс. тонн (68,3%) на международных авиалиниях, 225,6 тыс. тонн – на внутренних авиаперевозках.
Международные перевозки пассажиров 15 лидирующих авиакомпаний составили 91,9 процента. По сравнению с 2008 годом их удельный вес в общем объёме возрос на 4,9 пункта, однако спад составил 4,8 процента. Лишь шести авиаперевозчикам удалось превысить показатели предыдущего года. В целом уменьшение пассажирооборота МВЛ к 2008 году составило 9,3%. Перевозки пассажиров сократились на 9,9 процента. На этом фоне предпочтительнее выглядят зарубежные партнёры. Их доля в перевозках на регулярных воздушных линиях в/из аэропортов России составила 48,7% и за год возросла на 2.0 п.п. Объём перевозок по сравнению с предыдущим годом снизился на 0,7%, в то время как спад у российских перевозчиков составил 8,5 процента. Существенно сократились чартерные авиаперевозки. За год перевезено 8,6 млн. пассажиров, на 13,2% меньше, чем в 2008 году.

Всего через аэропорты России отечественными и иностранными авиакомпаниями перевезено 32,4 млн. пассажиров МВЛ, в том числе 20,8 млн. российскими авиаперевозчиками и 11,6 млн. – иностранными, соответственно, 64,2% и 35,8 процента.

Перевозки пассажиров на внутренних воздушных линиях между российскими аэропортами сократились за год на 9,0%, грузов – на 8,6 процента.

Структура маршрутной сети внутренних воздушных линий практически не меняется. Продолжает увеличиваться удельный вес пассажирских перевозок через аэропорты московского авиаузла. По итогам года он составил 73,9 процента (на 3,7 п.п. больше, чем в 2008 году).

Возрастает концентрация авиаперевозок. Удельный вес пяти крупнейших авиакомпаний в общем объёме пассажирских перевозок составил 47,9%, на 4,5 пункта больше, чем в 2008 году. В целом по итогам года у них отмечается положительная динамика по отношению к предыдущему году.

Продолжается стремительное падение перевозок на местных воздушных линиях. По сравнению с 2008 годом их объём сократился на 17 процентов и составил лишь 3 процента от общего числа перевезенных пассажиров. Если отрасль по пассажирским перевозкам вышла на показатели 2007 года, то по числу пассажиров на местных воздушных линиях откатилась на уровень 2000 года. Причины прежние: состояние наземной инфраструктуры, дефицит соответствующего парка воздушных судов, отсутствие стимулов формирования пассажиропотока.

В 2009 году, несмотря на кризисную ситуацию, наращивались темпы модернизации парка воздушных судов авиакомпаний. За год приобретено 11 магистральных и региональных самолётов отечественного производства, а также 119 – зарубежного изготовления. Списано 106 самолётов. Вертолётный парк пополнился 39 ед. российского и 47 ед. иностранного вертолётостроения. Стремительно увеличивается доля воздушных судов иностранного производства в общем объёме авиатранспортной работы. Если в 2007 году на этом парке выполнялось 44% пассажирооборота, в 2008 году – 56%, то в 2009 году – почти 74 процента. На новых российских самолётах этот показатель колеблется в диапазоне 7,5 - 8,0%.
Прогнозы на ускоренное обновление парка самолётами нового поколения отечественного производства не подтверждаются.

Итоги прошедшего года подчёркивают всю полноту последствий кризисного воздействия. Падение спроса на авиаперевозки, снижение платёжеспособности авиакомпаний, стремительное нарастание долгов, переизбыток предлагаемых провозных ёмкостей, снижение реальных тарифов на авиаперевозки, и, как следствие, дефицит доверия финансовых кругов к воздушному транспорту, объективно повлияли на результаты 2009 года, существенно ухудшили экономику отрасли. Реально высветился ряд проблем в эксплуатационной деятельности гражданской авиации.

По оценкам IATA, на восстановление экономики мировой гражданской авиации потребуется не менее 3-х лет. Российские авиаперевозчики также рассматривают сложившееся положение как критическое. Некоторое оживление на рынке авиаперевозок в конце 2009 года и начале текущего года вселяет определённые надежды на успешное преодоление последствий кризиса.

В аэропорту г. Челябинск в 2009 году объёмы авиаперевозок формировались:

во-первых, под влиянием общероссийских тенденций по снижению пассажиропотока в целом по отрасли.

во-вторых, под влиянием специфических факторов, привлечения новых перевозчиков на востребованные маршруты.

в – третьих, на протяжении 2009 г. проводилась планомерная работа по созданию благоприятной конкурентной среды за счет привлечения новых авиакомпаний – перевозчиков, увеличения частот рейсов.

ОАО «Челябинское авиапредприятие»  является  субъектом естественной монополии в Челябинске. В 2009 году ОАО «Челябинское авиапредприятие» было обслужено 581 556 пассажиров, что составило 15,2% падения к 2008 г., что в среднем соответствует уровню падения в целом по аэропортам. В сравнении, за аналогичный период ОАО «Кольцово» обслужил 2 169 136 пассажиров, что на 14,2% меньше, чем в 2008 г. Аэропортом «Рощино» г. Тюмень обслужено 870 тыс. пасс. (снижение на 4%).

 Число обслуженных пассажиров на прилет составило 287 233 пассажира (84,6% к 2008 г.), на вылет – 286 354 пассажира (84,6% к 2008 г.). Количество самолетовылетов за отчетный период – 3 535, что на 26,8% меньше, чем в 2008 г.

Кроме того, для аэропорта «Челябинск» характерно наличие пролетного транзитного пассажира. В 2009 г. отмечается рост пассажиров транзитных рейсов – 5,6% (7 969 пасс.).

Динамика пассажирооборота на международных и внутренних направлениях следующая: отмечается снижение потока пассажиров по обеим областям – МВЛ падение на 14,9% (обслужено 104 015 пасс.), ВВЛ падение на 15,5% (обслужено 477 541 пасс.).

 

 

На московском направлении отмечается следующее положение: «Домодедово» - снижение потока пассажиров на 14% (обслужено пасс. 201 969 чел.), «Шереметьево» - снижение потока пассажиров на 12% (обслужено пасс. 128 099 чел.), «Внуково» - рост пассажиропотока на 3%.

 

 

 

 

Основные объемы перевозок в 2009 г. выполняли следующие авиакомпании:

 

№ п/п

Авиакомпания

Пассажиры

Самолетовылеты

кол-во

доля отправок (%)

кол-во

доля отправок (%)

1

ОАО "Авиакомпания "Сибирь"

109556

38,2%

1208

34,5%

2

ЗАО "НОРДАВИА-РА"

56484

19,7%

656

18,8%

3

ЗАО "Скай Экспресс"

34595

12,1%

365

10,4%

4

ОАО "КД-авиа"

14868

5,2%

193

5,5%

5

ФГУП "ГТК Россия"

9281

3,2%

129

3,7%

6

ФГУП "Оренбургские авиалинии"

17096

6,0%

126

3,6%

7

ОАО "Аэрофлот-РАЛ"

8353

2,9%

103

3,0%

8

ОАО "Уральские авиалинии"

8617

3,0%

92

2,6%

9

ЗАО "Ред Вингс"

8804

3,1%

48

1,4%

10

Прочие

18758

6,6%

579

16,5%

 

Итого:

286354

100%

3499

100%

 

 

IV. Приоритетные направления деятельности Общества

 

В 2009 году при выборе приоритетных направлений деятельности Общества основными критериями были: обеспечение безопасной и надёжной работы аэропорта, сохранение в кризисный период достигнутых объёмов и уровня обслуживания пассажиров и воздушных судов, а также конкурентной среды в аэропорту г. Челябинск

Для решения этих задач  в отчётном году:

·        затраты на капитальные и текущие ремонты основных средств составили  2,5 млн. руб.

·        осуществлена покупка основных средств на сумму 9 млн. руб.

·        проведена реконструкция и модернизация ОПФ на сумму 15 млн. руб.

·        построена объездная дорога местного значения стоимостью 1 млн. руб.

·        произведены лизинговые платежи на сумму 54 млн. руб.

·        внесена плата за спецтранспорт и светосигнальное оборудование в аренде с последующим выкупом в сумме 6 млн. руб.

В том числе по приоритетным направлениям деятельности:

1. Повышение качества технологических процессов и сервиса в аэровокзальном комплексе – 28 млн. руб., в том числе:

·        проведена реконструкция  в Российском секторе аэровокзала (входная группа) и в зале прибытия;

·        модернизирована система кондиционирования в накопителе Российского сектора аэровокзала;

·        в полном объёме в соответствии с графиком произведены лизинговые платежи за технологическое оборудование зоны регистрации и автоматизированной системы звукового и визуального информирования пассажиров.

2. Обеспечение технического и коммерческого обслуживания воздушных судов, в том числе иностранного производства: в полном объёме в соответствии с графиком произведены лизинговые платежи и внесена арендная плата за 16 ед. спецтехники на сумму 46 млн. руб., в том числе:

        • источник наземного электропитая иностранных ВС;
        • машина для противооблединительной обработки ВС типа «Темпест» (2 ед.);
        • автолифт АЛ-10/14 для доставки бортового питания;
        • спецавтомобиль для заправки воздушных судов водой;
        • перронный автобус «Кобус» (2 ед.);
        • снегоуборочная машина КО-806 на шасси МАЗ 5337 (2 ед.);
        • универсальная уборочная щёточная машина RSB 3600;
        • трактор К-703М-12;
        • автомобиль пожарный аэродромный;
        • легковой автомобиль;
        • самоходная погрузочная платформа;
        • мусоровоз типа МКМ 34 на шасси МАЗ-5537;
        • АПА-80 для автономного электропитания воздушных судов.

Из них 5 единиц выкуплены на общую сумму 7 млн. руб.

3. Поддержание эксплуатационной годности ИВПП-2: в полном объёме в соответствии с графиком внесена плата в размере 2 млн. руб. за светосигнальное оборудование в аренде с последующим выкупом.

4. Повышение уровня обслуживания и безопасности в Автопарковочном комплексе:

·        ввод в эксплуатацию объездной дороги местного значения стоимостью 1 млн. руб.

·        завершающий этап пуско-наладочных работ – 12 млн. руб.

·        лизинговые платежи за оборудование по графику – 4 млн. руб.

5. Поддержание в рабочем состоянии объектов жизнеобеспечения аэропорта, в том числе:

·         модернизация водогрейного котла, ремонт самой котельной, стартовой аварийно-спасательной станции и систем электроснабжения – 1,4 млн. руб.

·        приобретение насоса и ввод нового участка теплотрассы в районе зала прибытия – 0,4 млн. руб.

 

V. Отчёт о результатах развития Общества по приоритетным направлениям его деятельности

 

За 2009 год в аэропорту г. Челябинска обслужено:

·                  3535 самолётовылетов, что на 27% (1297 самолётовылета) меньше, чем за 2008 год;

·                  582 тыс. пассажиров, что на 103 тыс. или 15% меньше, чем за 2008 год.

Причина сокращения рейсов и численности пассажиров в 2009 году - финансовый кризис, начавшийся в России во второй половине 2008 года и усилившийся в 2009 году.

 

Финансово-экономические показатели

 

№ п/п

Наименование показателей

2008 год

млн. руб.

2009 год

млн. руб.

%

Откл.

млн. руб.

1

Выручка от продажи услуг

460

421

92

-39

2

Расходы по основным видам деятельности

436

398

91

-38

3

Финансовый результат по основной деятельности

24

23

96

-1

4

Чистая прибыль/убыток (-)

-37

24

*

*

 

Выручка от продажи услуг (работ) по основным видам деятельности за 2009 год сократилась на 39 млн. руб. (8%) по сравнению с 2008 годом и составила 421 млн. руб. Расходы по основным видам деятельности составили 398 млн. руб., это на 38 млн. руб. (9%) меньше чем за 2008 год.

Сокращение расходов пропорционально снижению доходов и даже с некоторым опережением (на 1%) позволило получить прибыль по основной деятельности в размере 23 млн. руб. Это на 1 млн. руб. (4%) меньше, чем за 2008 год, но уровень рентабельности продаж сохранился достаточно высокий – (5,5%).

С учётом результатов по прочей деятельности за 2009 год у Общества чистая прибыль в размере 24,5 млн. руб. Положительный финансовый результат по прочей деятельности сформировался за счёт списания кредиторской задолженности Заводу ГА № 410 г. Киев в размере 13,6 млн. руб. по истечении срока исковой давности. 

Финансовый кризис отразился на предприятии снижением объёма перевозок и полным отсутствием кредитования и перекредитования при наличии достаточно значимых (60 млн. руб.) обязательств по оплате лизинговых платежей и платы  за спецтехнику и оборудование в аренде с последующим выкупом.

Реализация ряда мероприятий по сокращению затрат и введения режимов экономии позволила достигнуть ощутимых результатов. Только за счёт отпусков без сохранения заработной платы и невыплаты поощрительных надбавок сотрудникам авиапредприятия экономия составила 29,4 млн. руб., что равноценно «сокращению численности» на 114 чел. в месяц (15%);

Несмотря на объективные трудности 2009 года стоимость чистых активов Общества увеличилась на 22 млн. руб. или 11% по сравнению с 2008 годом и финансовое состояние Общества остаётся устойчивым, что подтверждается изменениями следующих показателей в сравнении с 2008 годом:

1.      показатели ликвидности и платёжеспособности 

            Коэффициент быстрой ликвидности увеличился на 48%, а текущей ликвидности - на 33%.

            Чистый денежный поток (годовой) увеличился на 32%.  

         2. показатели финансовой устойчивости

            Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, а также коэффициент обеспеченности собственными и долгосрочными заёмными оборотными средствами возросли соответственно на 60% и 58%.

            Уровень обеспеченности оборотным капиталом повысился на 6%.

            Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств снизился на 34%.

3. показатели деловой активности

            Период погашения дебиторской задолженности сократился на 17%.

            Период погашения кредиторской задолженности сократился на 23%.

            Уровень задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды снизился на 7%.

            Чистый оборотный капитал увеличился на 54%, а его удельный вес в общих активах – на 60%.

 

Показатели рентабельности в 2009 году (по чистой прибыли) все положительные:

·           рентабельность активов = 7,0%

  • рентабельность собственного капитала=10,1%
  • рентабельность продаж=5,8%
  • общая доходность продаж=11,0%.

 

Таким образом, в целом деятельность Общества стабильна и надёжна.

 

VI. Информация о совершённых Обществом крупных сделках

 

Сделки, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации крупными сделками, требовавшие одобрения уполномоченным органом управления эмитента, за отчётный период не совершались.

 

VII. Информация о совершённых Обществом сделках,

в совершении которых имелась заинтересованность

 

Сделки, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации сделками, в совершении которых имелась заинтересованность, требовавшие одобрения уполномоченным органом управления эмитента, за отчётный период не совершались.

 

VIII. Отчёт о выплате объявленных (начисленных)

дивидендов по акциям Общества

 

В течение отчётного года выплата дивидендов по акциям акционерного общества не объявлялась.

 

IX. Исполнение бюджета доходов и расходов Общества

 

Бюджет доходов Общества исполнен на 92% (минус в сумме 40 млн. руб.), в том числе:

  • авиационная деятельность – 88%, минус 37 млн. руб. в связи с невыполнением плана по объёмным показателям по причине финансового кризиса;
  • коммерческая деятельность – 76%, минус 10 млн. руб. в связи с невыполнением плана по объёмным показателям и переносом срока ввода в эксплуатацию автопарковочного комплекса по причине финансового кризиса;
  • использование активов – 78%, минус 8 млн. руб. в основном за счёт расторжения договора аренды крытой стоянки с «ЛУКОЙЛ-АЭРО».
  • прочая деятельность – превышение плана в 13,5 раз (плюс 15 млн. руб.) в основном за счёт списания кредиторской задолженности Заводу ГА № 410 г. Киев в размере 13,6 млн. руб. по истечении срока исковой давности. 

Бюджет расходов Общества исполнен на 87%, экономия составила 60 млн. руб., в том числе:

·      расходы авиационной деятельности – исполнение бюджета 88%, экономия 20 млн. руб.;

·      расходы по обеспечению топливом -  исполнение бюджета 88%, экономия 6 млн. руб.;

·      расходы коммерческой деятельности – исполнение бюджета 75%, экономия 4 млн. руб.;

·      расходы, связанные с выбытием основных средств – исполнение бюджета 485%, перерасход 2 млн. руб.

·      общехозяйственные расходы – исполнение бюджета 90%, экономия 20 млн. руб.;

·      прочие расходы – исполнение бюджета 83%, экономия 12 млн. руб. 

Экономия по расходам на обеспечение топливом сложилась под влиянием 2-х факторов: снижение объёмов работ и исключительно благоприятные погодные условия. По прочим видам деятельности – в связи с дефицитом доходов (денежных средств).

В итоге по основной деятельности Общества:

1.      бюджет доходов исполнен на 88%, а бюджет расходов – на 87%;

2.      получена прибыль от продажи продукции (работ, услуг) в размере 23 млн. 285 тыс. руб., что выше плана на 21%.

Итоги исполнения бюджета доходов и расходов Общества в целом считаем положительными.

 

 

X. Описание основных факторов риска,

связанных с деятельностью общества

 

Основные факторы риска, связанные с деятельностью акционерного общества:

1. Отраслевые риски

Наиболее значимые возможные изменения в отрасли (на внутреннем рынке), оказывающие отрицательное влияние на деятельность акционерного общества и исполнение обязательств по ценным бумагам: падение спроса на авиаперевозки пассажиров, почты и грузов, повышение требований по обеспечению авиационной безопасности. Степень риска средняя.

Наиболее значимые возможные изменения цен (на внутреннем рынке) на материалы и услуги, используемые акционерным обществом оказывающие отрицательное влияние на его деятельность и исполнение обязательств по ценным бумагам:

  • увеличение арендной платы за ИВПП-2 (собственность Челябинской области), степень риска выше среднего;
  • рост цен на горюче-смазочные материалы, специальный автотранспорт и запчасти к нему, степень риска средняя.

Значимые возможные изменения цен на продукцию и/или услуги акционерного общества (на внутреннем рынке), оказывающие отрицательное влияние на деятельность акционерного общества и исполнение обязательств по ценным бумагам: рост аэропортовых сборов и тарифов до уровня, превышающего региональные цены на аналогичные услуги. Степень риска низкая.      

2. Страновые и региональные риски.

Наиболее значимые возможные экономические изменения в России и Уральском регионе, оказывающие влияние на деятельность акционерного общества и исполнение обязательств по ценным бумагам:

  • снижение (падение) платёжеспособности населения, степень риска средняя;
  • замедление (отсутствие) промышленного, экономического, культурного, социального развития г. Челябинска и Челябинской области, степень риска средняя;
  • формирование крупного регионального авиационного узла – «хаба» в г. Екатеринбурге, степень риска средняя.

Особых рисков, связанных с изменением политической ситуации в России и Уральском регионе, нет.

Вероятность военных конфликтов и введения чрезвычайного положения в г. Челябинске невелика.

Наиболее значимые возможные забастовки, оказывающие влияние на деятельность акционерного общества и исполнение обязательств по ценным бумагам:

  • специалистов предприятий (учреждений, организаций) по управлению воздушным движением;
  • лётного и инженерно-технического состава авиакомпаний;
  • работников предприятий (учреждений, организаций) обеспечения жизнедеятельности аэропорта г. Челябинска (электроэнергия, связь и т.п.).

Степень риска низкая.

Особых рисков, связанных с географическим положением региона, в котором акционерное общество осуществляет свою деятельность, нет.     

3. Финансовые риски.

Рискам, связанным с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных валют, инфляцией, акционерное общество подвержено не более большинства предприятий (учреждений, организаций) России.

Определённые риски имеются в связи с особым масштабом возможных разрушений и финансовых потерь в случае катастрофы или аварии воздушного судна авиаперевозчиков в зоне аэродрома с выводом из строя:

·        взлётно-посадочной полосы – до 100 млн. руб. с учётом упущенной выгоды;

·        комплекса оборудования радио- и светотехнического обеспечения полётов – до 40 млн. руб. с учётом упущенной выгоды.

4. Правовые риски.

Особых рисков, связанных с изменением валютного регулирования, правил таможенного контроля и пошлин, изменением требований по лицензированию основной деятельности эмитента и изменением судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью акционерного общества, нет.

Наиболее значимые возможные изменения в налоговом законодательстве, оказывающие влияние на деятельность акционерного общества и исполнение обязательств по ценным бумагам: земельный налог. Степень риска высокая.

Законодательство о земле в целом имеет особое значение для акционерного общества, так как его основная деятельность осуществляется на участке земли площадью почти 498 гектаров.

5. Риски, связанные с деятельностью акционерного общества.

Особых рисков, связанных с деятельностью акционерного общества и свойственных исключительно ему (в том числе: текущих судебных процессов, отсутствия возможности продлить действие лицензии, ответственности перед третьими лицами, возможности потери потребителей, на оборот с которыми приходится не менее чем 10% общей выручки от продажи продукции (работ, услуг)), нет.

Определённые риски имеются в связи с утратой права единоличного распоряжения Международным сектором аэровокзала и установлением доли участия в этом объекте Администрации Челябинской области. Степень риска средняя.

 

XI. Перспективы развития Общества

 

Увеличение пассажирооборота и повышение прибыли является приоритетной целью стоящей перед ОАО «Челябинское авиапредприятие» в условиях посткризисного развития авиационной отрасли. Реализация целей возможна за счет обеспечения приема и выпуска воздушных судов всех типов без ограничений, привлечения дополнительных перевозчиков, роста количества рейсов и пассажиропотока, а соответственно и развития неавиационной деятельности предприятия.

Развитие рынка авиаперевозок аэропорта «Челябинск» в современных конкурентных условиях предполагает комплексное привлечение перевозчиков на новые региональные и дальне-магистральные маршруты как по внутренним линиям, так и международным направлениям. Плановое формирование сетки расписания с максимально возможным распределением пиковой нагрузки, удобное стыковочное время между рейсами по различным направлениям, сокращение оборотного времени обслуживания воздушных судов, создание благоприятной экономической среды позволят стимулировать интерес авиакомпаний и повысить экономическую эффективность работы предприятия.

Программа по увеличению пассажирооборота предполагает расширение географии полетов по таким перспективным направлениям как Дальний Восток, города Сибири, Ближнее зарубежье (Казахстан, Таджикистан, Киргизия), а также увеличение количества рейсов по действующим маршрутам, в особенности на Москву и Санкт-Петербург.

Анализ итогов работы ап Челябинск (Балндино) за 2009 г. позволяет сделать вывод о сохранении транспортной активности региона и потребностей жителей в услугах авиационного транспорта, несмотря на ухудшение общей ситуации по авиационной  отрасли и общеэкономический спад в целом. 

Сложившаяся посткризисная ситуация на рынке определяет следующие позитивные тенденции на 2010 г.:

- перспектива появления новых регулярных авиаперевозчиков:  АК «Кубанские авиалинии», АК «Оренбургские авиалинии», АК «Уральские авиалинии», АК «Кавминводыавиа», АК «ЮТэйр»;

- планируемое увеличение частоты полетов по таким направлениям как Москва (Внуково), Санкт-Петербург, Сочи,

- запланированное открытие регулярного прямого авиационного сообщения с городами зарубежья и России – Дюссельдорф, Красноярск, Ростов-на-Дону.

- увеличение пассажиропотока по чартерным направлениям в связи с появлением новых авиаперевозчиков (АК «Ред Вингс», АК «Ай Флай», АК «Московия»).

В 2010 году планируется:

·        обслужить 602 тыс. пассажиров, т.е. на 20 тыс. пассажиров или на 3,4% больше чем в 2009 году;

·        получить 489 млн. руб. выручки от продажи работ (услуг), что на 68 млн. руб. или 16% больше чем в 2009 году.

Существенных изменений в инвестиционной политике не планируется. Приоритетными остаются задачи исполнения обязательств по договорам лизинга и аренды основных средств с последующим выкупом. На эти цели в 2010 году запланировано направить 60 млн. руб., в том числе:

·        непосредственно лизинговые платежи и плата за аренду основных средств с правом выкупа – 36 млн. руб.;

·        выкуп основных средств по окончании срока лизинга и аренды – 24 млн. руб.

Серьёзные работы в 2010 году предстоят по сертификации. Расходы на сертификацию международного аэродрома Челябинск, аэропортовых видов деятельности и  авиационных специалистов запланированы в размере 9,9 млн. руб.

Кроме этого планируется направить:

1.      на капитальный и текущий ремонт – 12,4 млн. руб., в том числе:

·        аэровокзальный комплекс – 0,4 млн. руб.

·        ремонт покрытий ИВПП-2 – 8,6 млн. руб.

·        гаража и боксов для спецтранспорта – 1,4 млн. руб.

·        объекты инфраструктуры – 1,6 млн. руб.

·        стартовой аварийно-спасательной станции  – 0,4 млн. руб.

2.      на покупку основных средств и нематериальных активов – 3,5 млн. руб., в том числе:

·        фронтальный погрузчик – 0,9 млн. руб.;

·        автомобиль УАЗ для начальника смены Аэродромной службы – 0,4 млн. руб.;

·        мобильный упаковщик багажа (3 ед.) – 1,0 млн. руб.;

·        радиорелейная станция резервная и модернизация действующей – 0,4 млн. руб.

·        оборудование локальной вычислительной сети - 0,4 млн. руб.;

·        сетевой насос в насосную станцию – 0,2 млн. руб.

·        вихревой дефектоскоп для неразрушающего контроля авиационной техники – 0,2 млн. руб.

Финансовый результат ожидается в 2010 году – чистая прибыль 21 млн. 097 тыс. руб.

Таким образом, в 2009 году Обществом достигнуты определённые успехи, увеличен потенциал Общества и намечены перспективы дальнейшего развития в условиях выхода из финансового кризиса.

 

 Назад  
620041, г. Екатеринбург, пер. Трамвайный, 15 ком. 100. тел./ факс (343) 341-56-93, 365-37-27
E-mail: cki@cki.utk.ru
Яндекс цитирования Рейтинг ресурсов УралWeb Rambler's Top100
поисковая система АПОРТ
Пользовательского поиска